Опубликовано 11.05.2013 в Спецтехника
 
 

История грузоподъемных кранов в России

Не многие знают, что привычный нам грузоподъемный кран, который сегодня задействован практически в каждом строительстве, имеет более чем давнюю и насыщенную историю. Так, подобные конструкции впервые появились еще в одиннадцатом веке нашей эры.… Более чем богатую историю имеют краны и в России дореволюционной, и послереволюционной. Об этом далее и пойдет речь.

очень старый подъемный кранПрообраз современного поворотного стрелового крана создал еще в далеком 1793 году Ф. Борзой, «машинный ученик», который работал на Петровском железоделательном заводе.

В общем же, более масштабное изготовление грузоподъёмных кранов в нашей стране в дореволюционный период началось на Костромском заводе в 1840-х годах. Любопытно, что в течение достаточно продолжительного периода времени в России можно было купить кран козловой лишь от этого завода-изготовителя, и то, при условии предварительного единичного заказа.

Так называемые монтажные плавучие краны в нашей стране впервые появились лишь в период 1860-х годов. Такие изделия, к примеру, применялись при возведении крепостных укреплений знаменитого города-порта Кронштадта.

История грузоподъемных кранов

Первые грузоподъемные краны в нашей стране более современного типа изготавливать начали в период с 1898 по 1900 год. В этот период такого рода производственный процесс освоили Путиловский, Краматорский, Невский, Николаевский, Брянский машиностроительный заводы и прочие. При этом первыми появились мостовые, а затем и железнодорожные краны общего назначения. Производство этого рода достаточно быстро начало набирать обороты и уже в 1913 году подъемные краны на Старокраматорском и Брянском заводах выпускали в количестве 70 единиц в год.

После  1917 года (т.е. уже в послереволюционный период) краностроение в России, в частности, и во всей СССР, в общем, развиваться стало гораздо более быстрыми темпами и превратилось в одну из крупнейших отраслей тяжелого машиностроения государства. В это же время в России начали появляться и первые специализированные заводы – основа тогдашнего подъёмно-транспортного машиностроения государства (так эту отрасль называли в ту пору).

Такими предприятиями, среди продукции которых были и кран-балка, и механизмы общего назначения, являлись Одесский завод Январского восстания, Новокраматорский завод Ленина, Харьковский завод Ленина, Ленинградский завод Кирова, Уральский завод Оржоникидзе.

В тот период не только создавались новые заводы, но и началась реконструкция уже имеющихся производственных площадок. Кроме того, именно в это время начали создаваться достаточно крупные научно-исследовательские отраслевые институты, а именно ВНИИПТМаш и ВНИИстройдормаш.

Любопытно, что в те времена непосредственное участие в разработке подъемной техники, в общем, и кранов, в частности, принимали различные проектные институты, к примеру, «Промстальконструкция».

Автокраны и их история

Первый советский автокран увидел свет в 1934 году. Тогда же были созданы и первые в стране мачтово-стреловые и гусеничные краны, агрегаты на тракторном шасси. Еще спустя несколько лет (в 1937 году) в России начали производить башенные краны, а затем (через десять лет, в 1947) – и пневматические конструкции.

Немногие знают, что наиболее активно краностроение в нашем государстве развивалось в период с 1940 по 1975 год. Так, именно за эти 35 лет количество подобной специальной техники возросло, вы только вдумайтесь в эти цифры, в почти 140 раз. Так, уже в 1975 на территории всего Союза насчитывалось порядка сотни тысяч кранов, при этом 70% таких агрегатов составляли стреловые самоходные механизмы. Любопытно, что около 80% такой техники было поставлено на автомобильное шасси.