Опубликовано 20.05.2015 в Дорожное строительство
 
 

Актуальные проблемы дорожного строительства

Невозможность эффективного выполнения дорожных государственных контрактов, особенно в период кризиса, возникает из-за системы создания этих проектов.

Разработка документации по проекту и строительство – на такие два этапа разделен данный проект. С целью быстрого прохождения государственной экспертизы проектировщик старается уложиться в смету бюджетного финансирования, тем самым создавая искусственный разрыв. А желание насытить оптимизмом цену и строительство отсутствует. Ведь проектировщик не отвечает за отклонения в стоимости и усложнениях по выполнению поставленной задачи.

В итоге подрядчик получает на руки документацию с неточностями и ошибками. Очень часто оказывается, что выполнение многих работ вообще нет в смете, причиной таких недопустимых промахов зачастую являются устаревшие исходные документации, что ставит под риск подрядчика, в сложившейся ситуации прохождение государственной экспертизы и замена проекта происходит за его счет. У компании на концессионных проектах есть стимул делать такую замену. А в случае с подрядчиками нет такой возможности, они не могут себе позволить такой шаг или из-за небольших сроков, или не имеют в такой процедуре заинтересованности.

Сметы, которые основаны на сборниках государственной сметы, не имеют точного отражения рыночной стоимости работ и материалов. Существуют расхождения в среднем по материалам 15%, по работе от 18 до 20%. Конечно, подрядчики должны более активно ставить вопрос о невозможном выполнении проектов по заданным сметам, в особенности это касается ранее заключенных контрактов. Возможность изменения цены или сроков государственного контракта заложены в антикризисном правительственном плане, при учете истекания данных условий в этом году, но такое будет происходить лишь, в крайнем случае.

Такой вопрос, как авансирование, тоже стоит очень остро. С целью избегания срывов сроков выполнения подрядчики берут кредиты. В случае с дополнительными издержками прямые компенсации отсутствуют, бывают послабления послаблениям по отдельным контрактам или уступки на других проектах этого же подрядчика. Тем не менее, ставка по рублевым кредитам на 1 – 2 года стала неподъемной до 20 – 30%. Как выход, потребуется сокращение издержек строительными компаниями и обеспечение государственной поддержки. Без отрегулированных действий денежная поддержка не даст результатов и ситуация на рынке только ухудшиться.