История подвесных лодочных моторов
Начиная со второй половины XIX в. человечество задалось вопросом: можно ли двигать небольшую лодку с помощью механической силы. Задача была сложной, так как устройство должно было быть портативным, не дорогим и не требовать большого количества топлива.
Изобретение
В то время, когда в 1881 г. в Париже известный конструктор Густав Труве демонстрировал лодочный пропеллер, работавший на электричестве, будущий автор самого популярного сегодня варианта двигателя ходил в школу. Это был Ол Эвинруд, прибывший вместе с родителями в США из Норвегии. Возмужав и женившись, однажды он решил побаловать супругу, отдыхавшую на даче, мороженым. Сделав самостоятельно миниатюрный лодочный мотор, Ол и лакомство из города доставил, и всех, кто в тот момент был на реке, удивил.
Первыми заказчиками двигателя для лодок были любители отдыха на природе. Сборкой агрегатов для них Эвинруд занимался в своем гараже вместе с родственниками. Дело пошло, и в 1911 г. в него были вложены инвестиции, а продукция начала рекламироваться и продаваться за пределами США. Компании, основанной Олом Эвинрудом, суждено было дожить до наших дней.
Лодочные моторы в СССР и России
В СССР портативным двигателем для малогабаритных судов заинтересовались в 30-х гг. ХХ в. Одним из первых были моторы «Пионер» и «Октябренок», выпускавшиеся Московским механическим заводом МООСО с 1932 г. К 40-м гг. производство этой техники освоили еще несколько заводов. Но агрегат это был маломощный, использовали его исключительно для нужд детских и молодежных клубов, работавших с техникой.
По-настоящему популярным подвесной лодочный мотор стал во второй половине ХХ в., когда появились первые серийные «Москва», «Нептун», «Стрела», «Ветерок» и «Вихрь». Последний, хоть и был достаточно мощным, требовал ручной доработки мастера. Упадок отечественного производства двигателей, освобождавших руки от весел, пришелся на 90-е гг. С развалом СССР многие предприятия прекратили свое существование, или сократили ассортимент продукции. Попытка возродить производство лодочных моторов в России, сделанная в начале 2000-х потерпела крах – в 2008 г. наша страна официально заявила о прекращении выпуска этой техники.
Сегодня самыми распространенными в России являются подвесные лодочные моторы (купить можно тут), произведенные в Японии. Единственное, от чего следует отказаться, приобретая экспортный двигатель, так это от вариантов б/у. После эксплуатации в условиях соленых вод эта техника очень быстро выходит из строя.